Углегорские новости

Сахалинец грамотно развенчал утопию ПСО о внутренних авиаперелетах

После вчерашнего заявления главы областного минтранса Валерия Спиченко о том, что к декабрю самолеты полетят из Леонидово и Смирных в Южно-Сахалинск, в редакцию ИА Сах.ком обратился Михаил. Он служил на аэродроме в Леонидово и знает его как свои пять пальцев. И именно поэтому не очень понимает, смеяться или плакать от планов минтранса. Мы публикуем речь Михаила целиком, поскольку это торжество здравого смысла. Он рассказывает о том, почему перелеты из Леонидово и Смирных — это утопия.
— Я пришел служить на аэродром в Леонидово в 90-м году, будучи лейтенантом. Возглавлял группу навигации посадки самолетов этого аэродрома, ну и в дальнейшем отделение связи и радиотехнического обеспечения. Этот аэродром принадлежал морской авиации Тихоокеанского флота и выполнял роль служебного, был аэродромом для выполнения определенных тактических задач, в том числе задач оперативного подскока. Да, действительно, туда садились и пассажирские борта: Ту-134, Ту-154. Радионавигационное оборудование это позволяло. Ан-12 садились, Ан-26, Ил-38. Но так или иначе, люди все равно летали военные. И это были далеко не регулярные пассажирские перевозки.
Аэродром имеет всего лишь один курс посадки — 192 градуса, если мне память не изменяет. Это значит, что самолет должен заходить с севера на юг с курсом 192 градуса, а обратного курса нет. То есть разрешали посадку при условии, что ветер определенного направления. Но понятно, что если военные могли сесть в сложных метеоусловиях, то пассажирскому лайнеру в таких же условиях будет запрет. Но ладно, это такая предыстория.
Что имеем на сегодняшний день? Имеем там взлетно-посадочную полосу, оставшуюся от японцев, длиной 2 км 280 метров. В 90-е полоса была длиной 2980. 600 метров мы достраивали, причем, эти 600 метров использовались не для посадки, а только для взлета, для разгона в начале полосы.
После развала Советского Союза и реорганизации всех воинских частей, сокращения, если по-русски, там, собственно, ничего не осталось кроме вот этой бетонки, рулежных дорожек, которые поросли сейчас лесом. В промежуточный этап этот аэродром использовался как склад временного хранения труб большого диаметра проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2". А эти 600 метров, которые мы достраивали, мэрия Поронайского района вывезла и выполнила этими плитами благоустройство улицы Октябрьской. На данный момент восстановление этой взлетно-посадочной полосы — достаточно энергоемкое, финансово затратное мероприятие. Нужно же обеспечить устойчивость покрытия. Понятно, что японцы делали хорошо, бетон у них качественный, но сколько лет-то прошло, аэродром был бесхозным, за ним никто не следил.
Там нет полос безопасности, они поросли деревьями, как и сама полоса. Я созвонился с товарищем, обсудили вашу новость, он говорит — так там на взлетке уже березы растут диаметром ствола 10‑15 сантиметров! Причем, это информация семилетней давности, семь лет назад они садились туда на вертолете. Может, он преувеличил, конечно, но там точно все заросло.
Аэродром в Леонидово, фото с "Иди лесом"
Аэродром в Леонидово, фото с "Иди лесом"

И эти фантазеры из нашего правительства меня удивляют. Спиченко, министр транспорта, он там вообще был, чтобы такое заявлять? Для пассажирских перевозок там должен быть как минимум контрольно-диспетчерский пункт. Военные-то ладно, мы обходились и стартовым командным пунктом: обыкновенный грузовик стоит, оборудованный аппаратурой, и руководитель полетом командует.
За всеми самолетами наблюдали две радиолокационные станции дальнего и ближнего обнаружения. Два привода, дальний и ближний. Это я про свое хозяйство рассказываю. Для летчиков это очень важно, чтобы в створ полосы попасть. Пеленгатор стоял у меня на дальнем приводе. Кодонеоновый светомаяк на ближнем приводе. При сложных метеоусловиях он дублировал сигнал с ближнего привода световыми огнями. Ну и так далее. Все это оборудование как минимум должно быть и сейчас. И оно должно быть облетано специальной лабораторией "Стандарт", так она у нас называлась. Для этого привлекается специальный самолет, напичканный аппаратурой. Работают две группы: наземная и воздушная. Они связываются по радиосвязи и настраивают всю аппаратуру. Самолет в сложных метеоусловиях идет на снижение по глиссаде и по курсу, то есть на серединку полосы должен зайти, аппаратура на земле выдает электронные лучи, которые видит аппаратура на самолете, и они должны совпадать. Облет — это как пусконаладка в строительстве. Все серьезно, потому что это же пассажиры, люди.
На аэродроме сейчас запустение полное, там нет ничего. Вообще ничего. Есть бетонная полоса, которая заросла лесом, и все. Ну и вокруг там дачи еще есть недалеко, дачный поселочек, куда люди едут через взлетно-посадочную полосу, по рулежкам. Я там был в 2006 году, уже тогда полоса использовалась как склад временного хранения для труб, ну и дачники там ездили, по южному торцу полосы.
Аэродром в Леонидово вообще называется аэродром "Андреевка", это три километра от Леонидово в сторону Поронайска. До федеральной трассы от самого аэродрома километр с небольшим, то есть уже пешком не пройдешь. Понятно, дороги там грунтовые. Ну, рулежки еще в бетоне, я надеюсь, хотя надо смотреть их состояние. Но самолет сел, ему же нужно куда-то уехать, он же не может на полосе оставаться. И вообще, куда-то же он пассажиров должен привезти, к какому-то аэровокзалу или к домику. К этому домику должны подъехать автобусы. И теперь вопрос. Хорошо, на этом самолетике прилетели двое, трое, пусть десяток пассажиров из Поронайска, двое-трое из Тихменево или из Леонидово. Мы два автобуса туда будем пригонять? Или как? Или автобус будет развозить всех? А кого первого? В Тихменево, в Леонидово, а потом в Поронайск? Как это все организовать?
В Леонидово заброшенный военный городок. Там пятиэтажки с пустыми окнами. Вы можете себе представить — подъезд, там никто не живет. А в соседнем подъезде живут. Там брошенные дома фактически, населения, если пара тысяч осталась, то хорошо. Я уж не говорю про Тихменево, Майское, Забайкалец. Там уже давным-давно мало кто живет. И они говорят — мы еще организуем аэродром в Смирных. Ну тогда восстановили бы и аэродром под названием "Возвращение". Неизвестен вам такой? Между леонидовским аэродромом и смирныховским был еще один, вот это он. Там, правда, полоса была сделана из металлических аэродромных плит, ну и что. Раз мы все восстанавливаем, давайте и "Возвращение" заодно.
Ну ладно. От Поронайска до Смирных 70 километров по автодороге. По прямой, естественно, меньше. Взлетная скорость самолета — 250‑300 километров в час, так же, как посадочная. Если он будет лететь из Поронайска в Смирных, взлет-посадка получится? Как я, может быть, использовал бы всю эту нитку аэродромов: вылетели из Южного, сели в Леонидово, сели в Смирных, сели в Ногликах и дальше полетели в Оху. Эта схема, может, и работала бы, я не знаю. Но опять же, пассажиров куда девать с этих аэродромов? Смирных — ладно, довезли до поселка. Но это же не Южно-Сахалинск, где из аэропорта выехал, до проспекта Мира доехал и потом пересаживайся на любой автобус до своего дома.
Чтобы этот аэродром работал по правилам воздушного движения, необходимо как минимум иметь еще и дозаправку. Вот прилетел самолет, погода испортилась, лететь нельзя. Ему же переночевать где-то надо, экипаж должен где-то разместиться, а потом как минимум пройти предполетный медосмотр. А зимой что там будет? Вы даже не представляете, сколько там снега бывает зимой. Реально там каждую зиму бывали недели, когда вахту с объектов снимали на ГТТ — на гусеничном вездеходе, потому что ни одна машина не могла проехать. После этого заводили шнекороторы и чистили сначала подъезды, потом все остальное. То есть всю полосу нужно почистить, обеспечить работу навигационной аппаратуры, потому что все объекты удалены от полосы. Ближний привод удален на три километра, дальний — на пять. Но к ним же подъезды нужно организовать, они же в автоматическом режиме не могут работать. Они же не всегда должны работать, а только на рейс, когда он есть. То есть должны быть люди, обслуживающий персонал. К этим объектам по-любому должно быть промышленное электроснабжение и плюс аварийное, по правилам эксплуатации аэродромов. Если вдруг промышленное закончилось, человек должен запустить генератор.
В общем, на самом деле там, в правительстве, сидят фантазеры. Барон Мюнхгаузен отдыхает, честное слово. Зная все в деталях по моему родному аэродрому, я могу сказать — какие полмиллиарда? Ну ладно, полмиллиарда вы на два аэродрома запланировали. Да не хватит вам 250 миллионов на этот аэродром.
А рентабельность? Кто будет летать? Ну кто? Из Поронайска до Южного на машине четыре часа, на автобусе — пять. Дорога асфальтированная. На кой черт я попрусь в Леонидово в аэропорт? Ну ладно, допустим, я из Поронайска запланировал полететь в Южно-Сахалинск на самолете. Мне нужно за какое-то время собрать шмоточки, заказать машину либо сесть на автобус, который поедет в Андреевку в аэропорт. Это 18 километров, грубо говоря. 30‑40 минут езды. Потом регистрация и прочие мероприятия. Сколько прошло? Уже часа два. За два часа я на машине буду уже во Взморье. И какой после этого смысл всех реплик Спиченко? Только поднятие собственного KPI.
Этот проект вообще никак не жизнеспособный. Некому там летать. Столько денег вбабахать… Ради чего? Хорошо, а какие воздушные суда мы планируем использовать на этом направлении? DHC-6? Или Ан-12? Или Ан-24? Конечно, DHC-6, канадский. А для него-то навигационная аппаратура, наверное, будет какая-то специфическая. А на этой навигационной аппаратуре должны специалисты работать. А кто поедет туда, на аэродром в Леонидово? Там ведь жить надо. Где жить, в Леонидово? Ну то есть, понимаете, одно за одно цепляется.
Вот когда эта вся система работала, когда в Леонидово стояла мотострелковая дивизия, этот аэродром защищал целый полк ПВО. На этом аэродроме была целая база технического обеспечения со своими роторами, со своими грейдерами, со своим ГСМ, самолеты же нужно заправлять. Там столько было этих емкостей для керосина. А сейчас на пустом месте, имея просто какие-то осколки взлетно-посадочной полосы, заявлять на всю область о том, что он к декабрю организует регулярные полеты, — мне кажется, что это просто крайне неразумно. Ну не может министр транспорта Сахалинской области, будучи в здравом уме и светлой памяти, делать такие заявления. К декабрю он хочет первый рейс? Может быть, он его и сделает, но только не с пассажирами. Просто пробный — может быть. Только надо сейчас на взлетно-посадочную полосу туда бригаду лесорубов отправить. Надо шовчики все залить битумом, а потом проверить вообще состояние этого бетона и ровность поверхности. И вообще неизвестно, сколько участков полосы требуют капитального ремонта. А зимой коэффициент сцепления кто там будет проверять?
Давайте представим эти этапы, как у нас закупки производятся. То есть правительство должно сейчас выписать техзадание. На каком основании? На основании обследования. Значит какой-то специалист из нашего министерства транспорта должен выехать и посмотреть, сколько там березок растет на этой взлетно-посадочной полосе, посчитать объем и разыграть контракт, чтобы спилить эти березки. Затем, может быть, в рамках этого же контракта, заделать все трещины, через которые уже растет трава по пояс. Ее нужно каким-то образом убрать оттуда и залить битумом, специальной аэродромной мастикой. Это не тот битум, который используют на дорогах общего пользования, который тает потом. Аэродромную мастику фиг растопишь. В общем, аэродром нужно привести в нормативное состояние. Я уж не говорю про аппаратуру, про энергоснабжение. А с учетом того, что у нас все это делается через 44 ФЗ, им пятилетки не хватит, чтобы восстановить этот аэродром.
Вот такой вот у нас очередной ляп вышел из уст правительства. Хочется, чтобы население Сахалинской области понимало, что вот эти прожектёрские их высказывания — просто высказывания, не более того. Вот просто им так захотелось — Смирных и Леонидово к декабрю. Да вы где столько специалистов на Сахалине найдете хотя бы по радионавигации? Я знаю, что даже в южно-сахалинском аэропорту дефицит кадров по этим направлениям. Где вы найдете такое количество людей, которые будут полосу эту зимой чистить, да и вообще круглый год содержать в надлежащем состоянии? Полосы безопасности делать, косить траву. За это же кто-то отвечать должен. А вы согласуете схему воздушного движения с управлением воздушного движения Хабаровского края над этим аэродромом с точки зрения пассажирского сообщения? К декабрю — да никогда в жизни. К декабрю 2025 года, может быть, согласуете.
И это уже не говоря о том, что денег лишних в бюджете нет.
Но Путин же сказал, что нужно местные линии авиационные развивать, вот они сейчас забабахают туда деньги, отчитаются. Главное — прокукарекать, а там хоть не рассветай. Это мое убеждение, потому что у нас ведь на каждом углу все вот так происходит.
От автора
Готовя этот материал, вспомнила фразу, которую сказал мне давным-давно редактор новостной службы радио. "Всегда помни, что тебя могут слушать умные люди". Я тогда что-то перепутала, это вышло в эфир, а я сидела и надеялась, что никто ничего не заметит.
Когда наше правительство заявляет о чем бы то ни было, будь то медицина, туристический рай, хабы, кластеры, технопарки, внутрирегиональные авиаперелеты, ему хорошо бы помнить, что среди сахалинцев может ненароком найтись такой, как Михаил. Тот, кто разбирается в вопросе лучше, кто живет здесь, а не приехал с большой земли подзаработать, кто знает место, специфику, у кого в голове целостная картинка, а не только идея, проект и фантазия.
Давать своим министрам поручения, руководствуясь поднятием KPI, рейтинга, слепым стремлением выполнить поручения свыше, уверенностью в своей правоте, прихотью, своеволием, чем угодно, но только не здравым смыслом, — это сильно, конечно. Может быть, даже как-то драйвово, по-авантюрному. Может, ПСО думает, что политика — это нечто сродни экстремальному спорту, когда ты подготовился так себе и прыгаешь, а раскроется парашют или нет, это уже как повезет. Но хочется все-таки дожить до времени, когда реальность будет хоть немного учитываться.
Обновлено 13.07.2021 12:42
Соавтор ИА Сах.ком прислал фотографии рулежной дорожки и ВПП, сделанные в августе прошлого года.

821 52003 4