В мэриях на Сахалине и Курилах синхронно вводят должности внутриполитических вице-мэров
В администрациях районов Сахалинской области вводят должности вице-мэров, ответственных
за внутреннюю политику. Эта работа продолжается с весны, но публичной стала только сейчас.
В Южно-Курильском районе депутаты, очевидно, первыми в области отказались сходу одобрить это решение.
Причина в том, что в "жертву" новому чиновнику пришлось бы принести целый юридический отдел и руководителя
ГО и ЧС: чтобы соблюсти требования к общей численности муниципальных служащих их придется вывести в состав
отдельных казенных предприятий. Решение это не уникально — примерно так же с распуханием штата борются,
например, в мэрии Южно-Сахалинска. Не нова и сама должность — в крупных городах региона подобные чиновники
работают давно.
ИА Sakh.com попытался разобраться, что для области означает появление новых должностей в местных
администрациях.
Приблизительно с февраля 2020 года в районах Сахалинской области последовательно
и однонаправленно меняют структуры местных мэрий. Смысл изменений в разных местах общий — в органе
местного самоуправления должен появиться профильный вице-мэр, курирующий внутреннюю политику района.
Происходят реформы по рекомендации из правительства области: их объясняют поручением губернатора
и неформальным распоряжением из курирующего внутреннюю политику блока ПСО.
То, что мэриям настоятельно рекомендовали вводить такие специализированные ставки, в разговоре
с ИА Sakh.com подтвердили несколько мэров и депутатов представительных органов власти.
— Мы еще весной эту должность ввели. У нас все прошло без каких-то проблем, администрация
работает нормально, никаких глобальных изменений не пришлось производить, кого-то исключать и так далее.
Была должность управляющего делами, ее убрали и сделали вице-мэрской должностью. Статус повысили. Я думаю,
это решение было оправдано — денег добавилось чуть, а это направление, достаточно непростое в сегодняшних
реалиях, нужно грамотно вести, — рассказал корреспонденту агентства председатель собрания Невельска Иван
Насыпайко. Должность, по его словам, представлял мэр района, о каких-то распоряжениях сверху председатель
не сообщил.
В феврале-мае 2020 года изменения в структуру органов местного самоуправления, которые предполагали
появление новых вице-мэров или изменение должности управделами на вице-мэрскую, кроме Невельска, приняли
собрания Александровска-Сахалинского, Углегорска, Томари, Макарова и Анивы. Единого рецепта и наименования
нового специалиста нет — ему напрямую подчиняются разные подразделения, где-то указывается "внутренняя
политика", где-то нет. Но общее направление полномочий угадывается.
До сих пор перекройка структур проходила спокойно — резонанс вызвала ситуация в Южно-Курильске,
где параллельно с новым вице-мэром по вопросам внутренней политики менялся статус юридического отдела
и руководителя муниципального ГО и ЧС. Под первых создадут муниципальную "Юридическую службу", второго
предлагают включить в структуру единой дежурно-диспетчерской службы (ЕДДС). Объясняется это необходимостью
повышения эффективности работы специалистов.
В других районах, судя по их сайтам и базам данных решений собраний, кураторы внутренней политики,
подчиненные мэру существуют в статусе управляющих делами. Значимое исключение — Южно-Сахалинск.
В областном центре есть и вице-мэр, руководитель аппарата, и включенный в его зону ответственности
департамент внутренней политики, курирующий все — от митингов до ТОСов.
Зачем областным властям вдруг понадобилось введение должностей профильных вице-мэров? Сотрудники
администраций, с которыми на условиях анонимности поговорил Sakh.com, предположили, что речь идет о создании
системы контроля за происходящим в районах и оперативного реагирования на какие-либо предпосылки
для нестабильности.
— По закону муниципалитет не подчиняется правительству — исполнительная власть и местное
самоуправление в России разделены. Но все понимают, что единая система есть — в конце концов, область дает
львиную долю денег. А кто платит — тот и заказывает музыку. И эти новые люди должны будут, условно, раз в
неделю докладывать в область, что в районе происходит, какую-то аналитику делать, болевые точки выявлять,
чтобы как-то согласованно на это реагировать и не допускать критичных обострений. Митингов там, писем
президенту и так далее, — рассказал один из руководителей администрации в районе области.
В задачу новых вице-мэров, будет также входить работа с конфликтами внутри самой власти. Не секрет,
что с этим направлением в области кое-какие проблемы. И то, во что превратился процесс отстранения Сергея
Гусева от должности мэра в Охе, достаточно длительные противостояния вокруг новоизбранных собраний
в Ногликах и Невельске, проблемы с назначениями мэров в Корсаков и Холмск наглядно это показывает.
— У нас в Южно-Сахалинске уже давно существовала должность вице-мэра, руководителя аппарата.
Он курировал и руководил работой по нескольким направлениям, в том числе административно-хозяйственным
вопросам и материально-техническому обеспечению, взаимодействию с силовыми ведомствами, какой-то
координации разных подразделений администрации, а также вел то, что принято называть внутренней политикой.
Это организация и проведение избирательных кампаний, взаимодействие с политическими партиями
общественными организациями, представительным органом местного самоуправления, работа с депутатами,
митинги и так далее. Это очень большая и сложная работа, на самом деле. И что важно, вопросы обеспечения
работы администрации занимали много времени. Поэтому и в Южно-Сахалинске в свое время думали развести
эти должности — сделать отдельного специалиста по хозяйственным вопросам, управляющего делами и дать
больше времени руководителю аппарата на внутриполитические вопросы, — рассказал ИА Sakh.com бывший вице-мэр
областного центра Алексей Лескин. Он работал в должности руководителя аппарата мэрии с 2012 по 2015 годы.
Несмотря на формальную независимость мэрий от области, признал Лескин, в его время существовала
и, скорее всего, сейчас работает система принятия решений, которую можно назвать "вертикалью власти". Какие-то
задачи транслировались из администрации президента в область, оттуда через профильных вице-губернаторов
(Лескин, например, застал трех: Дмитрия Братыненко, Сергея Караганова и Александра Дернового) шли в районы.
Из муниципалитетов предоставлялась информация по вопросам внутренней политики, таблицы, отчеты
с показателями по различным направлениям. Все это, вкупе со статистикой по линии силовиков, давало Кремлю
понимание того, что творится "на земле".
— Нельзя сказать, что это жесткая структура подчинения. Все-таки начальником у меня был мэр, и он
назначал и назначает людей на должность вице-мэров, руководителя аппарата. Но некая такая параллельная
структура кураторства все-таки существовала, — отметил он.
Означает ли массированное введение вице-мэров по внутренней политике попытку установления
контроля над мэриями напрямую из дома правительства? Скорее всего, считает Лескин, такая трактовка неверна.
Это больше способ понять, что происходит, обнаружить глобальные проблемы в начальной стадии
и скоординированно на них среагировать.
— С учетом того, что политическая ситуация в стране в целом непростая, протестные настроения
в Хабаровске, Приморье, события в Белоруссии, коронавирус и усталость людей от всех ограничений,
необходимость углубления работы с политическими партиями... Я думаю, это направление на самом деле требует
усиления. Решили доверить все это отдельному специалисту? Если ресурсы для этого есть — то это может быть
оправданным решением, — подвел итог экс-чиновник.
Еще один вероятный повод пристальней обратиться к внутренней политике — грядущие выборы
в Государственную Думу. По плану они пройдут уже в сентябре 2021-го, то есть меньше, чем через год. Вероятно,
именно парламентская кампания и была первопричиной начала работы с вице-мэрами на местах — в конце
концов, весной о коронавирусе и протестах из-за Фургала было догадаться непросто. Сейчас актуальность этого
решения еще больше возросла. Есть шанс досрочного старта думской кампании — обсуждается перенос выборов
в федеральный парламент на весну. Это означает,
что области придется мобилизовать внутренние ресурсы — чтобы, как минимум, не провалиться в официальных
показателях явки. А как максимум — обеспечить победу кандидату от партии власти. Официально, конечно же,
эта задача не стоит, но как показывает практика, за успехами регионов в этом вопросе из Москвы наблюдают
внимательно.
Даже более важной для области, чем федеральная, уже в 2022 году станет местная повестка. Через
два года истекают сроки полномочий областной думы и четырех муниципальных собраний, депутаты которых были
избраны в 2017 году. Затем последуют еще две волны
обновления местных органов власти, а завершат нынешний политический цикл кампании по выборам президента
и губернатора региона в 2024-м.