Углегорские новости

Нацпрограмма на коленке

Вокруг новой "Национальной программы социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года" было немало шума. Но именно — вокруг. Создавалось впечатление, что пиар-команда нового премьера Михаила Мишустина специально поднимала волну для обозначения значимости своего шефа — он, мол, не какой-то там "технический" глава кабинета министров, а мужик серьезный и надолго.
О содержании же самой этой программы распространялись мало. А мы им поинтересовались и готовы рассказать об этом во многом впечатляющем документе.
По поручению Путина
Но сначала — короткая предыстория.
В июне Владимир Путин издал указ "О мерах по социально-экономическому развитию Дальнего Востока". После этих мер в ближайшие четыре года все ключевые показатели качества жизни дальневосточников и показатели экономического развития должны расти быстрее, чем в среднем по России.
Михаил Мишустин взялся за разработку соответствующей программы и в августе даже совершил рабочую поездку на Дальний Восток, чтобы лично узнать о существующих проблемах и понять, как их можно решить.
Программа была сделана, 23 сентября обнародована на заседании правительства страны, а далее утверждена распоряжением премьера.
Как сообщалось в СМИ, "Реализовать программу планируется в три этапа: с 2020 по 2024 год, с 2025 по 2030 год и с 2031 по 2035 год. По каждому из них планируется утвердить план мероприятий. Всего в экономике Дальнего Востока до 2035 года должно быть создано не менее 450 тыс. новых рабочих мест, во всех удалённых населённых пунктах обеспечена авиационная доступность (будет реконструировано 40 аэропортов) и подключение к Интернету. В каждом из 11 регионов ДФО предусмотрено создание новых туристических кластеров. Особый акцент в программе сделан на развитии социальной инфраструктуры — строительстве новых школ, детских садов, больниц и объектов культуры".
Как видим, все замечательно. Конечно, подобных планов мы знавали уже множество. Но, как говорится, а вдруг? Мишустин вроде как мужик действительно серьезный, деловой и, возможно, надолго.
И в программе действительно немало разного рода интересных моментов (правда, в большей степени декларативных — "разработать механизмы" и т. д.). Но мы не будем говорить о всем Дальнем Востоке, он слишком большой и разный, а обратимся непосредственно к Сахалинской области. А чтобы не быть обвиненным в предвзятости и фантазерстве, приведем ссылку на официальный текст программы. Так что, если у кого возникнут претензии, они или к Правительству РФ, или к "Консультанту плюс".
Сдерживающие факторы
Нашей области (как, впрочем, и каждому региону ДВ) там посвящена отдельная глава.
Как обычно, вначале описываются ее преимущества — выгодное географическое положение, наличие богатых природных запасов энергоресурсов, минеральных и термальных вод, водных биоресурсов, наличие всех элементов транспортно-производственной инфраструктуры и морских портов круглогодичного действия, а также резервов для портостроения на других участках побережья.
Основными факторами, сдерживающими экономическое развитие области, названы инфраструктурная несвязанность Сахалина с материком, неблагоприятные инженерно-строительные условия, неэффективность структуры энергоисточников и т. д.
Приводятся и цифры нашего неблагополучия.
Например, валовый региональный продукт за 2013-2018 годы увеличился только на 6 процентов.
Тут, конечно, несколько странно. На самом деле ВРП в 2013 году был 638,7 миллиарда рублей, а в 2018 — 1 149,9 миллиарда, то есть рост в 1,8 раза. Но всегда лучше прикинуться бедным, может быть, больше дадут.
Словом, на островах "низкий уровень доступности качественной первичной медико-санитарной помощи — 41 фельдшерско-акушерский пункт и врачебная амбулатория расположены в приспособленных помещениях", "высокий уровень износа медицинского оборудования — 64 процента", "высокая доля общеобразовательных организаций, находящихся в аварийном состоянии или требующих капитального ремонта, — 34,6 процента", "площадь жилищного фонда, непригодного для проживания, — 262,2 тыс. кв. метров", "высокий уровень износа коммунальной инфраструктуры — 40 процентов".
Все это, как говорится, "ложится на душу". Неужели правительство страны обратило внимание на реальное положение дел на островах и готово решительно заняться решением этих проблем?
Мероприятия прорыва
А теперь — внимание! Приведем дословную цитату в отношении определенных нацпрограммой экономических перспектив нашей области. Она несколько корявая, но достаточно короткая:
"В рамках реализации программы ускорения (да, именно так — ускорения — С. М.) социально-экономического развития Сахалинской области будет осуществляться за счет следующих мер.
В области развития экономики:
  • строительство гостиничного комплекса международного уровня в Южно-Сахалинске (2022 год), водно-оздоровительного комплекса на базе гостиничного комплекса "Мега Палас Отель" (2023 год), гостиничного комплекса на территории опережающего развития "Горный воздух" (2023 год);
  • строительство рыбоперерабатывающего комплекса "Островной" в Малокурильском на Шикотане (2024 год), гостиничного комплекса международного уровня в Южно-Сахалинске (2022 год), комплекса по организации выпуска высококачественной рыбной продукции на Шикотане (2022 год);
  • создание современного высокопроизводительного магистрального конвейерного комплекса для транспортировки угля в порту Шахтерск (2023 год), вскрышные работы, транспортировка угля в Углегорском районе (2024 год);
  • строительство яхтенного порта "Флагман" в Корсакове (2022 год);
  • строительство индустриального промышленного парка в Южно-Сахалинске;
  • развитие спортивно-туристского комплекса "Горных воздух", в том числе строительство горнолыжных трасс горы "Большевик", горы "Красная", трассы "Спортивная", западного склона горы "Большевик", канатных дорог, экстрим-арены".
Все!
Экономическое развитие нашей области правительство страны связывает исключительно со строительством гостиничных комплексов международного уровня и дальнейшим разрытием несчастных южно-сахалинских сопок. Именно это, по мнению составителей нацпрограммы, в ближайшие четыре года приведет к опережающему всю страну росту "ключевых показателей качества жизни дальневосточников и показателей экономического развития"!
К этому добавляется разве что "Островной" на Шикотане вкупе еще с каким-то непонятным рыбопрерабатывающим комплексом там же, угледобыча ВГК и Углегорском районе, яхтенный порт "Флагман" и индустриальный парк в Южно-Сахалинске.
Но и все!
Только и всего
Не будем сейчас анализировать — что это за международные гостиничные комплексы и как будут рыть горы — отнесем это к следующей публикации.
Пока спросим только одно — а где все остальное, о котором нам неоднократно говорилось от имени губернатора и правительства области? Где мини-заводы СПГ? Где Корсаковский морской порт с контейнерным терминалом к 2025 году на 600 тысяч TEU? Где Поронайский порт? Где агропромышленный парк, индустриально-строительный парк модульного домостроение, IТ-технопарк, который обещают запустить уже в 1 квартале 2021 года? Где возрождение советской аэродромной сети, ведь в нацпрограмме обозначена только "реконструкция объектов в 4 аэропортовых комплексах, в том числе взлетно-посадочных полос (Ясный (Итуруп), аэропорт о. Парамушир, аэропорт о. Шикотан, искусственная взлетно-посадочная полоса (ИВПП-2) аэропорта Южно-Сахалинск" и то, только после 2025 года? Где цементный завод и многое многое другое? Где мост в конце концов?
Про мост, впрочем, упомянуто в другом разделе, но, как обычно, невнятно: "Также будет проработан проект строительства железнодорожной линии Селихин — Ныш с мостовым переходом через пролив Невельского для обеспечения устойчивой транспортной доступности острова Сахалин. Предпроектные разработки уже ведутся в рамках инвестиционной программы открытого акционерного общества РЖД".
А вот Корсаковского порта как "точки разворота" и прочего "хаба" вообще нет. Есть совершенно другое: "Будет проработан вопрос создания российского оператора контейнерах перевозок по Северному морскому пути и строительства портов-хабов в Камчатском крае и Мурманской области, в том числе с участием иностранных инвесторов". Камчатка — и для СПГ, и для TEU, а вовсе не Сахалин — вот, что написано в нацпрограмме.
Словом, в правительство страны считают, что экономический рывок по всем показателям нам обеспечат гостиницы, трасса "Спортивная" и экстрим-арена. Только и всего.
В разных кабинетах
Кто вводит нас в заблуждение? Правительство области или правительство страны? При всем критичном отношении ко многим планам первого стоит признать и крайнюю странность в планах второго. Представленная нам нацпрограмма кишит противоречиями и несообразностями.
Например, нелепо выглядит поставленная до 2025 год цель "приобретение 8 единиц современного медицинского оборудования" и "оснащение медицинских организаций 3 передвижными медицинскими комплексами" на фоне того, что только в прошлом году в больницы области поступило 1110 единиц современного лечебно-диагностического оборудования и 15 передвижных комплексов — в дополнение к уже имеющимся, в том числе 5 комплексов для проведения профилактических осмотров и 10 передвижных стоматологий.
Или вот по новым объектам образования в нацпрограмме упоминается только "строительство (реконструкция) 3 дошкольных образовательных организаций". А между тем в рамках другого нацпроекта — "Образование" до 2024 года на островах будет построено 10 школ, причем девять в Северо-Курильске, Курильске, Ногликах, Шахтерске, Смирных, Макарове, селах Рейдово, Головнино и Кировском уже строятся. Об этом забыли? Или тот нацпроект — это не наша нацпрограмма?
Или еще — до 2024 года программой предполагается "увеличение годового объема жилищного строительства до 399 тыс. кв. метров; расселение аварийного жилищного фонда, составляющего "88,67 тыс. кв. метров".
Но уже в этом году область выходит на 430 тысяч "квадратов", в следующем планирует 500 тысяч. И полностью решить проблему ветхого и аварийного жилья региональные власти намерены к 2026 году, расселив при этом не "88,67 тыс. кв. метров", а около миллиона, а "88,67 тыс. кв. метров" построят уже в этом году.
Может быть, в Правительстве РФ об этом не знают? Знают.
Только в другом кабинете.
А в соседнем с разработчиками нацпрограммы кабинете, судя по всему, находится отдел РЖД. И в "курилке" там происходят примерно такие диалоги:
— Ну, что у вас там нового?
— Да вот, заканчиваем "перешивку", вроде и все...
— О! Круто! Так и запишем в национальную программу — "предусматривается завершение в 2020 году перешивки железнодорожной колеи на 1520 мм и модернизация железнодорожной инфраструктуры острова Сахалин". А что еще?
— Да вроде как лет через пять планируем пару домов построить...
— О! Круто! Так и запишем — после 2025 года "строительство двух 9-квартирных жилых домов за счет средств открытого акционерного общества "Российские железные дороги".
И действительно, два этих дома специально записали в стратегическую программу развития Дальнего Востока.
Казалось бы, после проекта нашей областной "Стратегии-2035" с ее рисунками от руки нас трудно чем-то удивить. Но, оказывается, и на уровне правительства страны национальные программы сейчас собираются "на коленке".
Печально все это как-то...

   14 3735 0

Обсуждение на форуме